«СВОЕВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО» Леонид Баранов, его друзья и герои

13.09.2016 11:47

Своевременное искусство-АФИША

14 сентября - 14 декабря

В Культурно-выставочном центре «Вернисаж» торжественно открылась выставка «Своевременное искусство. Леонид Баранов, его друзья и герои». Выставочный проект приурочен к 70-летию скульптора Леонида Баранова. Название возникло из каламбура живописца Александра Ситникова, обронившего его на одном из дружественных вернисажей, в нем содержится ненавязчивая, слегка ироничная, антитеза, свойственная отношению представителей круга состоявшихся московских классиков эпохи постмодернизма к кричащей о себе современной массовой культуре.

Леонид Баранов выпускник МГАХИ им. В.И. Сурикова, которое он окончил в 1968 году в мастерской Н.В. Томского. Член Союза художников с 1969 года, участник многих российских и зарубежных выставок. По словам искусствоведа Сергея Орлова, «скульптор Леонид Баранов обладает особым чувством глубины и многомерности времени. Он совмещает миры исторических персонажей, умножает их портреты, пересекает реальное и фантастическое, провоцирует контрастные диалоги. Баранов ощутил, что многомерность личности в течении времени заключена не в одном, не в двух, а в серии портретов. В его скульптурной галерее много изображений М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина,  Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.В. Суворова, императрицы Екатерины II и императора Павла I. Над всеми возвышается готическая, стрельчатая фигура Петра I, аккумулирующая энергию истории. Но это не простые повторы. Герои проходят по кругам культур и эпох. Истина личности возникает в пространстве множества портретов, Леонид Баранов интегрирует сцены из разных эпох, они входят друг в друга как галактики, не нанося ущерба друг другу».

За последние годы Леонид Баранов провел целый ряд персональных выставок в Москве и других городах страны, заметно разнообразя их составы и пространственные решения. Каждый раз он удачно отвечал индивидуальным особенностям предложенного места экспонирования – музея, собора, культурного центра в старинном особняке, современного зала художественного лицея или городской галереи в провинции. Идея привлечения произведений других художников делала его выставки гораздо богаче. С культурологической точки зрения такое решение расширяло каждое персональное выставочное событие до масштаба явления, занимающего определенное место в художественной панораме времени.

В этот раз скульптор предлагает вместе с небольшой ретроспекцией своих работ посмотреть на параллельные пути эволюции творчества близких ему мастеров: живописцев - Владимира Брайнина, Ольги Булгаковой, Ольги Гречиной, Натальи Глебовой, Виктора Калинина, Марии Красильниковой, Натальи Нестеровой, Ксении Нечитайло, Игоря Орлова, Игоря Пчельникова, Олега Савостюка, Александра Ситникова, Зураба Церетели, скульпторов – Александра Бурганова, Валерия Евдокимова, Андрея Ковальчука, Михаила Переяславца, Александра Рукавишникова, Владимира Соскиева, графиков – Сергея Геты, Константина Победина, Александра Суворова, создательницы декоративных панно из текстиля Натальи Мурадовой и автора пластических композиций из стекла Тимура Сажина. Со многими из них Баранов знаком со студенческой скамьи и испытывает к ним неизменное чувство заинтересованного ценителя. С кем-то из экспонентов близость обнаружилась в последние годы. Получился хотя и не очень обширный, но весьма точный срез профессионального художественного творчества, охватывающий основные стилистические доминанты. То есть речь идет о Большом Стиле, органически ставшем основной тенденцией обновленной Российской академии художеств. Приглашенные мастера представлены, по - возможности, работами как раннего периода - 1970-х -1980-х годов, так и последних лет. Такая экспозиция демонстрирует устойчивость возникшего в нашей стране в 1970-е годы художественного вкуса, позволявшего свободные путешествия по всем векам от античности и ренессанса до экспрессионизма и сюрреализма.

До сих пор мастера этого ренессансного, гуманистического по сути, видения мира остаются верны своему сложносочиненному ходу мысли и мастерству, доказывают свою жизнеспособность. Не имея уже более двух десятилетиий государственного заказа, они считают своим долгом отзываться на все острые темы времени, продолжают представлять отечественную историю, заново переживая и перечитывая ее, по-новому драматически сопереживать вечным темам священной истории, находить достоиные интонации в осмыслении пейзажа и изменяющейся городской среды, продолжают закреплять своими работами ценность высоких человеческих чувств, драматическую силу прозрений и предчувствий.

Леонид Баранов дополнил экспозицию своих любимых персонажей российской культуры и истории (Петра I, Пушкина, Достоевского) портретами своих друзей-художников и наших современников – обладателей высокого человеческого достоинства, интересных мастеру для длительного вневременного диалога о жизни и об искусстве. Таким образом, исторические герои сравниваются с нашими современниками, а современники становятся частью Истории.

Выставочный проект прошел в  городах России: Москва, Киров, Нижний Новгород, Ижевск, Казань, Пермь, Нижний Тагил, Новосибирск.Для всех любителей изобразительного искусства эта встреча с Российской академией художеств обещает стать интереснейшей, яркой и незабываемой.

Искусствовед и куратор проекта Петр Баранов.