Решаем вместе
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

Народный коллектив "Прокопьевская береста"

Художественный руководитель коллектива  - Рашит Багаутдинов


Небольшой коллектив художников из восьми человек в 1985 году объединились в творческую группу «Сонмище» (в переводе со старославянского «сборище») с главным желанием - возродить традиционное искусство художественной обработки бересты и выявить новые возможности этого природного материала. В 1994 году коллектив был принят в Федерацию мастеров декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел России, а в 1997 году членам коллектива было присвоено звание «Народный мастер России». 


Началось все как обычно - с простого увлечения. В Ремонтно-строительном управлении Объединения Прокопьевскуголь существовала мастерская художников, которая занималась резьбой по дереву для оформления города (учреждений, детских площадок и т.д.) Именно при этой мастерской и начал формироваться коллектив художников будущего «Сонмища». Работая с деревом в тайге, художники шутки ради стали пробовать крутить из картона туеса, но тогда ничего не получалось. Оказалось, что это только начало: простое любопытство перерастет в хобби, а затем и в профессиональное творчество.


Однажды к ним, выпускникам художественных училищ Сибири Игорю Черемисову, Рафаилю Латыпову, Рашиту Багаутдинову, Евгению Животову, Кирамату Галину, на ту пору уже искусным резчикам по дереву, приехал умелец из Горной Шории, привез на их суд свой туесок. «Судьи» решили, что туес сработан добротно, но без изящества. Нет в нем, сказали, того, что веселит сердце и радует глаз. На вопрос как же поправить дело, художники развели руками. Шорец уехал, а художников взяло за живое. «Решили попробовать себя в бересте» - рассказывает Игорь Черемисов - «учиться, так нам казалось поначалу, было не у кого. 

До всего доходили собственным умом. Из-за этого, к примеру, почти два года ушло на то, чтобы научиться снимать сколотни. Сейчас самим смешно вспоминать, какие только способы не испробовали, даже подсолнечное масло заливали в чурбан. Намучившись, отправились за наукой к старым людям. Шорец Манакопыч в два счета обучил нас, как снимать скол. Сейчас и трех часов не тратим, чтобы «раздеть» дерево».


Старые мастера делились с любознательными молодыми людьми теми знаниями, навыками, что еще сберегла их угасающая память, помнили руки. Путешествуя по таежным селам Сибири, прокопьевские художники стали знакомиться с ныне почти забытым искусством изготовления берестяной посуды, учились секретам древнего мастерства изготовления туесов у немногочисленных мастеров среди коренных жителей. Новые знания, открытия в приемах и способах становились общим достоянием всего коллектива. Так накапливались знания, приходил опыт.


Со временем прокопьевские мастера разрабатывали новые нетрадиционные формы, не боясь экспериментировать так же и с техникой изготовления и, по сути, создали оригинальный художественный стиль, который позднее специалисты назвали «Прокопьевской школой художественной обработки бересты». В нем смешение стилей: с элементами русской народной культуры соседствуют мотивы тюркской культуры Южной Сибири, языческих представлений славян, философские размышления.


Культура берестяного промысла стала лишь основой для воплощения творческих замыслов сибирских мастеров. Художники сумели найти в законах и правилах построения художественного образа неожиданные и неповторимые сочетания и формы, опровергающие стереотипы. В результате  упорной  и плодотворной работы появились изделия, представляющие художественную и эстетическую ценность, настоящие произведения искусства. Все члены коллектива, уже имели за своими плечами опыт разноплановой творческой работы: живопись, дизайн, графика, но любовь к бересте оказалась сильнее других устремлений и объединила этих, далеко не похожих друг на друга людей. Работа художников начиналась в мастерской подвала, в котором и создавались первые шедевры, впоследствии пополнившие музейные и частные коллекции по всей России. «Мастерских не было, работали в полутемном подвале. Сидели в одной комнате до 10 человек, зато какие работы получались!» - вспоминает художник-мастер Рашит Багаутдинов. Что-то видимо было в том постперестроечном времени конца 80х - начала 90х годов, когда нахлынувшая на страну свобода дала мощный толчок для культурного подъема. Яркими вспышками то там, то здесь по стране вспыхивало творчество художников, поэтов, композиторов, драматургов. Вот как оценивает возникновение молодого промысла Кузбасса кандидат искусствоведения, авторитетный исследователь истории развития народных промыслов России Барадулин В.А.: «Появление нового центра русской бересты на юге Западной Сибири, факт рождения которого был неожиданностью для специалистов, отражает естественную закономерность в восстановлении русской национальной культуры на рубеже 20-21 веков».


Трудно говорить о «Прокопьевской бересте» ограничиваясь лишь рамками муниципального учреждения. Как любое творческое содружество, это исключительно подвижноеи вместе с тем хрупкое объединение. Некоторые из художников, когда-то составлявших творческий косяк, сегодня ушли из коллектива по тем или иным причинам или переехали в другие города. Тем ни менее мы будем говорить о них и об их творчестве, т.к. искусство «Прокопьевской бересты» явилось важной вехой в развитии современных художественных промыслов и стало претендентом на региональный народный промысел наряду с Хохломой, Гжелью, Великий Устюгом и т.д.


Творчество же каждого мастера сугубо индивидуально, занимает определенную нишу в искусстве «Прокопьевской бересты», которое и возникло как результат авторского содружества, и не сказать о ком - либо из них было бы неправильно.

 

Традиционно берестяные изделия южно-сибирских народов отличались сдержанностью художественных решений. Этому способствовали специфические особенности местной бересты, ее большая прочность и толщина. Но художники искали пути собственного самовыражения в бересте, и простого усвоения художественного ремесла им было недостаточно. Отсюда смелость, разнообразие орнаментальных решений.


Наглядно характеризует творчество прокопьевских мастеров акт московской экспертизы: «Коллектив создает изделия утилитарно-декоративного характера и сувениры: туеса, короба, блюда, подносы, ковши, кружки, тарелки, бочонки, а также разнообразные наборы, декоративные панно, ювелирные украшения, игрушки, иконы. Все изделия выполняются из бересты с использованием древесины кедра (для днищ и крышек). Изделия богато украшаются ажурным прорезным узором, используется теснение, роспись, гравировка. Все изделия выполняются ручным способом. Изучая и используя творческие традиции и опыт народных мастеров, творческая группа сумела сохранить глубоко традиционный характер изделий и смогла создать свой уникальный художественный почерк и, что еще более важно, свое направление в бересте, которое, без сомнения, можно назвать «Прокопьевской берестой». Для изделий с прокопьевской берестой характерно гармоничное сочетание традиций русской бересты с характерными элементами искусства народностей Южной Сибири. Художественный уровень и техника выполнения изделий высокие. Мастера хорошо владеют техникой обработки бересты, чувством материала и формы».


Сюжеты и мотивы произведений прокопьевских мастеров самые разнообразные: буйство таежной жизни; языческая мифология; башкирские, шорские, русские национальные традиции; русский праздник; ироничные игровые формы; исторические образы; философские размышления.


Но все же преобладающая тема работ – сибирская природа и быт русского народа. Богатство и пышность русской природы, один из любимых сюжетов прокопьевских художников, основная тема которого - богатый и разнообразный растительный узор. Тихая любовь ко всему родному воплощается в изгибах и линиях берестяного рисунка. Красота русского леса и его «жители» выписаны с точностью и изяществом (туес «Цветы»  В. Зварыгина, туес «Пастушок» В.К. Шмидта, туес «Травень» Л.Г. Черемисовой, блюдо «На лужке» В.К. Шмидта, туес «Сова» хлебница «День и ночь» В.И. Федорова).


Русская народная культура воплощается в мотивах и сюжетах русских сказок, былин, преданий  (серия туесов «Репка» Р.Х. Багаутдинова, блюдо «Сказка», «Жар-птица», «Райская птица» А.И. Порохина, короб «Папоротник расцвел» В.К. Шмидта, панно «Мужик и медведь»  К.Х.  Галина, туес «Ратный» Р.Р. Латыпова, хлебница «Сказки Пушкина» В.И. Федорова). А вот перед нами художники воскресили праздник русской ярмарки с ее веселым задором и молодецкой удалью (короб «Русские гуляния» О.А. Нечунаева, композиция кукол «Ярмарка» С.Г. Петриной и Н.И. Алехиной, туес «Хоровод» О.А. Нечунаевой, панно «Скоморохи» А.И. Порохина).


Сюжеты нехитрого крестьянского быта  в работах мастеров - это обращение к тем корням истории, когда промысел не был всего лишь декоративным украшением, а являлся необходимым элементом обихода. В таких работах выражено стремление воскресить старую эпоху в бересте (хлебница «Старый карагач» Р.Х. Багаутдинова,  композиция кукол «Жили-были дед и баба», туес «Застолье» В.К. Шмидт, хлебница «Чаепитие» В.И. Федорова).


«Пройдя непростой и захватывающий этап ученичества, каждый из нас стал тропить свой собственный путь - ведь изначально все мы ориентированы на оригинальность мышления, авторскую неповторимость создаваемых произведений» - говорит Рашит Багаутдинов.


Праздничный растительный орнамент характерен для работ Ольги Нечунаевой. Тонкие ветви трав и причудливые цветы опутали стенки ее туесов. Башкирские национальные мотивы, сюжеты, буйной таежной жизни в произведениях Кирамата Галина. Подлинное и сказочное переплетается в ярких пластичных работах Рашита Багаутдинова. Очень изящным резным сибирским травным узором  отличаются туеса Ларисы Черемисовой. Нетрадиционное, совершенно новое выражение бересты нашел Игорь Черемисов. Соединение элементов традиционных орнаментов и новых пластичных решений в туесах и панно Евгения Животова. Сложной формы сосудов, украшенные красивым безукоризненным рисунком, сумел воплотить в бересте Рафаиль Латыпов. Тонкие, чисто ажурного рисунка изделия Алексея Порохина. К образам древней Руси и сюжетам русского лубка обращается в своих работах Виктор Шмидт. Оригинальным смелым декоративным решением выделяются работы Олега Комарова.


Наряду с предметами авторского исполнения и потому - уникальными, художники не чураются малосерийного производства, в котором тисненные типовые клеше на бересте доводят вручную. Поэтому ассортимент промысла расширяется, наряду с туесами средних размеров изготавливаются короба всех форм и габаритов высотой до 40-50 см диаметром до 80 см. Мастера ценят и стараются сохранить богатство фактуры своего любимого материала от мягко-бархатистой поверхности, напоминающей замшу, до сияющей гладкой бересты.


«Прокопьевская береста» активно участвовала и участвует в выставках самого различного уровня: международных, федеральных, региональных, областных, городских. 


Без преувеличения можно сказать, что коллектив известен не только в России, но и в мире: коллекция «Прокопьевской бересты» экспонировалась в Германии, Франции, Швейцарии, Швеции, Бельгии, Японии, Канаде, США. Произведения мастеров находятся в частных коллекциях, и в музеях России и мира.  


Художники «Прокопьевской бересты» продолжают творческий поиск новых форм художественного воплощения  природного материала, способы нового самовыражения в бересте, которой принадлежит сердце и душа коллектива.


В 2018 году Народный коллектив «Прокопьевская береста» принял участие в 19 международных, региональных и городских выставках. 

 

Прокопьевск

 

 

Пушкинская карта Вернисаж 01

  

86J5Vmnimew

 QR код

 

 

LogoBlue 

 EWCZXViXYAAR1mG

 

МФ

 

kultnadom0

 

IMG-20220128-WA0032

 

LwH6s1CRm58

 

O6J9LyjAuFk

© КВЦ Вернисаж 2017
Контактная информация